Наши в Новой Зеландии (заметки менеджера)
Андрей Линк

Автор этих несколько разрозненных заметок работает с момента своего переезда из Одессы в 1991 г. в новозеландской компании Trimble Navigation NZ Ltd. — сначала программистом, затем руководителем проекта. Эта компания является филиалом американской корпорации Тrimble Navigation и выпускает разнообразное программное обеспечение для обработки данных, получаемых с помощью GРS (Global Positioning System). Следует учесть, что эти заметки не призваны отразить типичную картину работы в "западной" компании — их задача описать только то, что известно из личного опыта.

Все, естественно, начинается с приема на работу. В крупных компаниях это — функция personnel department, или, попросту говоря, отдела кадров. В небольших организациях этим обычно занимается один из менеджеров. Для поиска "нужного человека" может быть также заключен контракт с независимой специализированной организацией, которая имеет основательные базы данных о потенциальных кандидатах.

На вакансию в "хорошей" компании обычно подаются десятки или даже сотни заявлений, из которых 5-10 человек приглашают на интервью. В зависимости от рода работы может быть два или даже три интервью с одним и тем же человеком, в ходе которых "испытуемый" иногда проходит специальные тесты. Со стороны работодателя в интервью участвуют несколько человек, включая будущего начальника и сотрудников.

Попав на работу в современную hi-tech-компанию, часто не увидишь внешнего различия между руководителями и подчиненными. Стиль одежды и поведения, а также организация рабочих мест намеренно приглушают разницу в служебном положении. Многие компании исповедуют политику открытых дверей — для разговора с "большим начальником" достаточно зайти к нему или позвонить. Секретари как таковые часто отсутствуют.

Многие руководители работают по принципу management by walking around — “менеджмент методом хождения”. При этом они идут к членам своих групп на их рабочие места, чтобы там получить всю нужную информацию и вместе принять решение.

Поскольку в hi-tech-компаниях руководители не в состоянии обладать таким же объемом узкоспециализированной информации, как члены их групп, то задача менеджера понимается как определение направления работы, "воодушевление" группы и обеспечение ее всем необходимым для выполнения этой работы. Роль менеджера в этих условиях сродни роли тренера спортивной команды или дирижера оркестра. За этой "простой" задачей стоит масса тяжелой и нервной работы, и многие способные люди предпочитают оставаться в сугубо технической колее, тем более, что материально от такого выбора они не страдают.

Оплата труда менеджеров в разных компаниях организована по-разному. Обычно есть постоянный базовый оклад и переменная составляющая, зависящая от финансовых успехов компании. Часто предоставляется возможность купить акции компании на льготных условиях. В последнее время усиливается тенденция не предоставлять менеджерам служебную машину, а давать доплату за использование своего собственного автомобиля.

Условия работы в разных компаниях, естественно, различны. Очень популярен стиль "открытого плана", при котором большое помещение разделяется передвижными перегородками на своеобразные ячейки площадью 7-10 м2. В каждой ячейке — свой телефон, необходимое количество электророзеток и, конечно, компьютер. Помимо личного общения, широко используется электронная почта и "звуковая почта" (voice mail) — усовершенствованный автоответчик, способный принимать и распространять телефонные сообщения.

Стиль "открытого плана" позволяет быстро проводить реорганизацию, при которой существующие рабочие группы расформировываются и образуются новые. Работники просто "переселяются" из одной ячейки в другую, чтобы быть в непосредственной близости друг от друга. При необходимости обсудить вопросы всей группой используются комнаты для совещаний, имеющие специальное оборудование.

Освещению и вентиляции уделяется большое внимание, ведь это непосредственно отражается на производительности и, кроме того, в некоторых аспектах регулируется законодательством об охране труда. Большие компании часто заключают контракты со специализированными организациями на поддержание в порядке систем освещения и вентиляции. Уровень шума невысок, а многих сотрудников он вообще не беспокоит, так как они работают в наушниках, соединенных с портативным магнитофоном или CD-player. Слушать музыку и писать программы считается в порядке вещей.

В обеденный перерыв большинство работников выходит к близлежащим магазинчикам и покупает бутерброды, пирожки, чтобы затем съесть их в кафетерии компании или за собственным столом. Так поступают и многие менеджеры, если только у них нет деловой встречи в это время — тогда она совмещается с процессом поглощения пищи в одном из многочисленных ресторанчиков.

Для продвижения вверх по служебной лестнице есть немало разных путей. Как правило, начинающий работник (выпускник университета) должен проявить технические способности, чтобы быть замеченным. Если при этом у него (нее) есть умение общения с людьми, то возникает возможность выбора между карьерой специалиста и карьерой менеджера. Выбравшие карьеру менеджера могут "специализироваться" между так называемым "общим менеджментом", маркетингом, руководством техническими проектами, продажей существующих продуктов и др. Часто элементы этих дисциплин переплетаются в работе одного и того же руководителя.

Для быстрого служебного роста неоценим опыт работы за рубежом. Многие крупные компании имеют программы ротации менеджеров, при которых человеку предоставляется возможность поработать в нескольких странах. Менее крупные компании предпочитают нанимать менеджеров с зарубежным опытом из крупных компаний. Возникает ситуация, при которой быстрой карьеры легче добиться, переходя из одной компании в другую.

Андрей Линк, руководитель проекта,
Тriтble Navigation New Zealand Ltd.
andrei_link@trimble.co.nz

Hosted by uCoz